11 апреля 2021
Невосприимчивые к антибиотикам бактерии помогают своим собратьям тоже стать неуязвимыми
2 сентября 2010

Оказывается, у бактерий развита взаимопомощь. Именно это свойство ученые надеются использовать в борьбе с невосприимчивыми к антибиотикам бактериями. Исследователи во главе с профессором Джеймсом Коллинсом из Медицинского института имени Говарда Хьюгса установили: резистентные бактерии могут защищать от антибиотиков своих сородичей, не обладающих собственной защитой, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на журнал Nature.

Надо сказать, что ранее ученые уже знали: приобрести подобный "иммунитет" бактерии могут в результате мутации и появления новых генов, или при прямой передаче генов от родственных бактерий. Дабы пролить свет на возникновение устойчивости к антибиотикам, ученые провели эксперименты с участием безвредных для человека штаммов E.coli, выращиваемых в специальном биореакторе.

Время от времени ученые воздействовали на культивируемые бактерии с помощью антибиотика норфлоксацина, постепенно повышая его дозу. Целью было выявить концентрацию, превышение которой губительно бы сказывалось на популяции бактерий. Для этого периодически отбирались небольшие порции популяции микроорганизмов, и действие антибиотиков уже испытывалось на них.

В итоге выяснилось: большинство малых "сообществ" устойчивы к гораздо меньшим дозам антибиотика, чем популяция в целом. Но вот некоторые пробы проявляли небывалую резистентность. Причина данной закономерности крылась в следующем: большинство бактерий в биореакторе не смогли выработать устойчивости. На это был способен лишь 1% всех бактерий. Но под действием норфлоксацина эта малая группа начинала активно производить специальное соединение – индол. Оно помогало остальной группе беззащитных бактерий очиститься от антибиотика.

Самое важное то, что помогающие остальным бактерии замедляют свой рост, находясь в невыгодном для себя положении. Именно эту особенность ученые хотят использовать для борьбы с резистентными организмами. В частности, воздействуя на способность бактерий производить индол, можно резко снизить их способность к "взаимопомощи".

Воскресенье, 11 апреля 2021 г. // Последняя новость 9 апреля 2021 г. 15:47