5 декабря 2022
Сенсация: яйцеклетки человека могут стать источником стволовых клеток
5 октября 2011

Американские биологи выяснили, что мешает получить стволовые клетки из оплодотворенных яйцеклеток человека. Оказывается, когда в зиготы (оплодотворенные яйцеклетки) вводят ядра взрослых клеток, они не используют их гены и просто останавливаются в развитии через несколько делений. Статья на эту тему была опубликована в Nature Communications, передает РИА "Новости".

Оплодотворенные яйцеклетки и зародыши являются прекрасным объектом для изучения стволовых клеток. Однако в некоторых странах подобные исследования вызывают непонимание и возмущение. Кевин Эгген и его коллеги из Гарвардского университета (США) нашли выход из этой ситуации. Они запустили программу по сбору яйцеклеток. Семейным парам, которые сдали свои зиготы на хранение в банк зародышей, было предложено пожертвовать несколько из них исследователям. Таким образом, за три года удалось собрать около 4100 эмбрионов. Но только 11% из них оказались пригодны для выращивания стволовых клеток.

Ученые разморозили часть зигот и проверили их жизнеспособность. Оказалось, что некоторые уже не могут нормально делиться. У них при первой фазе деления не раскрывался один из пронуклеусов – ядер яйцеклетки и сперматозоида. Благодаря этому, биологи отсеяли поврежденные зиготы.

Затем ученые при помощи биологического "растворителя" нокодазола проникли под оболочки яйцеклеток и подсадили им ядра взрослых клеток. Большинство операций прошло успешно. 53 зиготы (77%) приняли пересаженное ядро. Однако во время второго деления и перехода в стадию дробления выжили только 33 зиготы. И ни одна не превратилась в бластоцисту - шар из клеток, который прикрепляется к стенке матки.

Ученые попытались понять, почему клетки перестали развиваться. Они ввели в геном зиготы с чужим ядром ген зеленой флуоресценции GFP. Это позволило клеткам светиться зеленым светом, причем его яркость уменьшалась при каждом последующем делении зигот. Ученые изучили белки в клетках и обнаружили, что все гены, отвечающие за развитие зародыша, в пересаженном ядре "отключились". Ресурсы этих генов, белков и сигнальных РНК через несколько делений истощились, и развитие прекратилось.

Чтобы проверить данный результат, биологи ввели в здоровые зиготы альфа-аманин. Этот токсин, добытый из бледной поганки, блокирует нормальное считывание ДНК. В результате такого опыта здоровые зиготы, как и зиготы с чужим ядром, остановились в развитии на стадии дробления.

Для "чистоты" эксперимента биологи аналогичным образом ввели ядро взрослой клетки в яйцеклетку мыши. Клетки мыши, в отличие от человеческих, продолжили развиваться без каких-либо отклонений. По мнению ученых, ответ на эту загадку позволит получать эмбриональные стволовые клетки для использования в медицинских целях.

Понедельник, 5 декабря 2022 г. // Последняя новость 31 мая 2021 г. 08:49