4 февраля 2023
Хорошие гены гарантируют долгожительство лишь на 20-30%
15 декабря 2010

Комментирует точку зрения независимых экспертов, утверждающих, что гены не могут определить долгожителей.

"Изучением наследственных основ долгожительства занимается раздел генетики, называемый геронтогенетика. Исследования в этом направлении ведутся давно, известно довольно много генов, так или иначе связанных со старением, – геронтогенов. Естественно, их функция не заключается в том, чтобы старить или молодить организм; они работают в биохимических и физиологических путях, связанных со стабильностью молекул наследственности, с правильной укладкой и интенсивностью производства белков, интенсивностью энергетического метаболизма, устойчивостью к стрессам и прочему.

В целом эти процессы, так или иначе, способствуют сохранению жизнеспособности, поэтому полиморфизмы геронтогенов, связанные с изменением их функции, могут определить потенциал человека к долгожительству, а также склонность к так называемым болезням старости (старческое слабоумие, гипертензия, артрит).

В принципе, на основании генетических данных, можно рассчитать вероятность долгожительства, особенно если под рукой есть информация сразу о множестве геронтогенов, а еще лучше – данные о всех генах человека. Авторы недавней публикации в журнале Science, о которой идет речь в новостной заметке, как раз и провели такое масштабное исследование.

Им удалось найти 150 однонуклеотидных полиморфизмов, используя которые можно предсказать вероятность долгожительства. Также они установили, что по своей генетической конституции сами долгожители могут быть разделены на группы, отличающиеся риском старческих болезней и возрастом, в котором они поразят человека.

Понятное дело, к таким расчетам надо относиться с осторожностью, поскольку наиважнейшими фактором являются образ жизни и окружающая среда. Установлено, что вариация в возрасте дожития до 85 лет лишь на 20-30% объясняется генетической изменчивостью. То есть, заложенный генами потенциал к долгожительству должен сочетаться с образом жизни, способствующим его раскрытию. Об этом говорят и результаты того же исследования, опубликованного в Science, – у 15% представителей контрольной группы обнаружены генетические варианты, которые предсказывают более чем 50% вероятность дожить до 100 и более лет.

Однако в реальных популяциях частота подобных долгожителей измеряется сотыми долями процента. Поэтому для более точных предсказаний потенциала к долгожительству нужны модели, учитывающие взаимодействие генетических и средовых факторов. Вероятно, скоро такие модели будут получены и опубликованы".

Суббота, 4 февраля 2023 г. // Последняя новость 31 мая 2021 г. 08:49