13 апреля 2021
Биофизики создали "нано-шприц", который в числе прочего позволит бороться с раком
17 октября 2011

Американские биофизики создали микроскопическое устройство из наноматериалов, золотой пленки и фрагментов ДНК, которое позволяет вводить в клетку произвольный набор молекул ДНК и других веществ, не повреждая клеточную оболочку. Об этом сообщает агентство РИА "Новости", со ссылкой на статью, опубликованную в журнале Nature Nanotechnology.

Группа ученых под руководством Джеймса Ли из американского Университета штата Огайо в городе Коламбус разработала методику "наноэлектропорации" (NEP), которая позволяет вставлять в клетку точно отмеренное количество генов или других молекул, оставляя целой ее оболочку. Еще в 1982 году немецкий биолог Эберхард Нойманн выяснил, что при воздействии сильного электрического поля в клеточной мембране начинают появляться небольшие поры, способные пропускать чужеродные молекулы. Созданный Джеймсом Ли генетический "шприц", состоит из двух микроскопических емкостей, соединенных каналом толщиной в несколько десятков нанометров. В одной из емковстей находится собственно клетка, а в другой - фрагменты ДНК или другие вещества.

Покрытый золотом микроскопический канал, действует как электрическая пушка, разгоняющая молекулы вещества до очень высокой скорости, позволяющей им проникнуть внутрь клетки. Сравнив свою систему с обычными системами электропорации, авторы исследования убедились в том, что их шприц работал быстрее других устройств и позволял точно дозировать объем вводимого в клетку материала.

В частности, Ли и его коллеги смогли уничтожить культуру раковых клеток, вставляя в них специальную молекулу РНК Mcl-1, включавшую программу самоуничтожения. "Мы надеемся, что наноэлектропорация станет в ближайшем будущем одним из инструментов диагностики и лечения рака - например, вставляя точно выверенное количество генов или белков в стволовые или иммунные клетки, вынуждая их развиваться в "правильном" направлении. Это позволит не беспокоиться о превышении дозы лекарства", - заключает Ли.

Напомним, в этом году уже сообщалось о том, что генная терапия одно из самых перспективных направлений в борьбе с раком. Доктор Хелен Маккарти из школы фармацевтики при Королевском Университете Белфаста разработала новый метод адресной доставки яда в раковые клетки. Основной плюс данной технологии заключается в том, что опасные клетки уничтожаются, а здоровые не страдают.

Вторник, 13 апреля 2021 г. // Последняя новость 12 апреля 2021 г. 15:09