29 июля 2016
За различиями между людьми стоят некодирующие участки генома
19 марта 2010

Ученые во главе с Яном Корбелом из Европейской лаборатории молекулярной биологии и Майклом Снайдером из Стэнфордского университета выяснили, что различия между людьми определяются не столько генами ДНК, отвечающими за синтез белков в организме, сколько некодирующими участками генома, которые находятся между этими генами и выполняют функции контроля за их работой, - сообщает сообщают "РИА НОВОСТИ" с ссылкой на журнал "Science".

Исследователи впервые сумели сопоставить полные геномы людей, расшифрованные на данный момент, а также сравнить их с геномом шимпанзе. Они установили: различия в наборе тех или иных генов в ДНК людей - только малая часть того, что на самом деле влияет на отличия одного человека от другого. В большей степени различия определяются тем, как работают гены, скоростью и количеством производимых ими белков.

Этот процесс, в свою очередь, контролируется участками ДНК, не занятыми в производстве белковых молекул напрямую. Они служат для прикрепления к ним специфических белков-регуляторов, способных запустить или, наоборот, остановить работу какого-либо гена.

В итоге выяснилось, что около четверти всех генов человека, а их где-то 25000, регулируется по-разному у разных индивидов. Такое разнообразие намного превосходит количество мутаций и генетических различий, отличающих не только одного человека от другого, но и человека от шимпанзе.

Что касается тех самых белков, то ученые открыли: один из белков-регуляторов, белок NF-kB, имеет 15000 позиций в цепочке ДНК для присоединения, а второй белок RNA PolII - 19000. Около 25% участков ДНК, предназначенных для присоединения белка PolII и 7,5% для NF-kB, имеют различия в силе сцепления белка с ДНК. Как оказалось, есть прямое соответствие между силой сцепления белков-регуляторов с ДНК и работой прилежащих к ним генов.

Данные различия в регуляции работы генов могут определяться всего одной заменой "буквы" в ДНК, а иногда заменой целого фрагмента. При этом, многие типы различий в регуляции генов объяснить непросто. Учение полагают, что они являются результатом взаимодействия между собой сразу нескольких регуляторных белков. Поэтому наличие одного и того же гена, вызывающего какое-либо наследственное заболевание, у двух людей приводит к разным последствиям для здоровья.